Екатеринбург
Адмирала Ушакова, 35
тел: +7(343) 319-46-01
Челябинск
ул. Кожзаводская, 108 Б
тел.: +7(351) 75-000-45
Нижний Тагил
Миасс
Красноярск
ул. Караульная, 84 А
тел.: +7 (391) 215-05-50
Выберите ближайший к вам салон официального дилера:

Выберите ближайший к вам салон официального дилера:

Екатеринбург (Адмирала Ушакова, 35)
Челябинск (Кожзаводская, 108 Б)
Миасс (Богдана Хмельницкого 62/4)
Нижний Тагил (Трикотажников 1, литера З)
Красноярск (ул. Караульная, 84 А)
0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста

Статьи

Первый тест-драйв нового снегохода SM 1000

17 180 min

 

Подробнее...

Эксклюзив 2023 года - сразу две новинки от CFMOTO!  

new 1

Подробнее...

Новинка 2023 - CFMOTO CFORCE 500 Basic!

cforce 500 basic 180

Подробнее...

Новинка 2022 года - CFMOTO CFORCE 400L EPS!

cforce400L 9 180

Подробнее...

АЗИМУТ 66 Екатеринбург - НОВЫЙ АДРЕС!!!

175x125 3

Подробнее...

«Хорошо писать про Мексику! Ну, там латинские сериалы, сисястые мулатки, мустанги и сомбреро… Но мы наладились уже второй год подряд в Монголию, и всей романтики здесь – хороший кизяк».
Так начал бы этот рассказ дед Горбик – единственный из возможных проводников по Монголии: Нам до Горбика как до Пекина на четвереньках, поэтому будем проще.

Монголия 2015

Команда Азимут66

Монголия дважды?! Казалось, это совсем не про нас. Крутани глобус с закрытыми глазами и обязательно вонзишься туда, где еще не бывал, но куда очень срочно нужно попасть. Времени на «репиты» нет! Совсем нет! Однозначно!?.. Однако и время, и силы, и средства, а главное - тысячи причин вернуться в эту страну - нашлись.

степи и бездорожье на квадроциклах

Юрта

Монголия для задерганного и закруженного как заяц информационными потоками жителя мегаполиса – это даже не страна, это бесконечный оздоровительный СПА-материк, который проветривает мозги лучше любого пургена. Жизнь здесь, с одной стороны, притормаживается – просторы, величие, разреженный воздух, жизнеутверждающая нищета… А, с другой стороны, несется так, что к вечеру уже не помнишь, откуда стартовал с утра.

перевал на квадроциклах

ущелье

Хочешь вообразить себя гонщиком Дакара? В Монголию. Покорителем нехоженых вершин? В Монголию! Ловким преследователем сусликов? Направление задано. Предводителем стаи боевых обезьян? Вэлкам! Одинокой обезьяной? Туда же. Удачливым рыбаком? Адрес известен – Монголия стрит! Никаких дорог, никаких гаишников – один кизяк и коршуны.

мотоциклист в степях

Здесь все удается, даже если ничего не удалось!!!

Не ищите логику – наслаждайтесь моментом. И ни че го ни ког да не загадывайте.

колонна на дороге

Мы про все это уже знали с прошлого раза, но опьяненные успехом прошлогоднего маршрута пятой категории сложности на Чемпионате России по спортивному туризму, назагадывали себе подвигов на высотную шестерочку. Горбик и постарался – вот вам, ребятки, три вишенки (чтоб ими и подавиться): перевал и река Хархираа, на которую даже со спутников смотреть тревожно; до сих пор не взятый массив Цамбагарав (4148) и на разминку – пересечение хребта Монгольский Алтай руслом реки Буянт-гол (а это на секундочку - 50 раз туда-обратно!). Резвитесь, малыши, в общем! И "малыши" затарились бухтами альпинистской веревки, карабинами, вкручивающимися основаниями-сваями, перфоратором на аккумуляторе, камерами для повышения плавучести и решили, что готовы победить всех в песочнице)))

восхождение на вершину


Но в глубине песочнице жил страшный монстр, про которого дети еще не знали. И звали его… Ссстрахххх)))

монгольский дед

Заглядывает вот таким же взглядом проникновенным в нутро самое, и оно начинает колебаться как желе - прямо фу)))

маршрут экспедиции

Поговорка «никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь» с самого начала метила на истину в последней инстанции. Только в обратной последовательности - сначала потеряешь, а потом… быть может… когда-нибудь… найдешь. Участники старого состава четко понимали, что во второй раз такого счастья не хапнешь, и отчаянно завидовали тем, для кого Монголия стала первенцем. Но подчас зря завидовали.

Михаил Еремин

Долго не придумывалось название экспедиции – не шло, не лезло, не вырождалось… Помогла, казалось бы, досадная ошибка печатников, которые умудрились на нескольких джерси отзеркалить макет. И в один прекрасный момент Юра промычал – АБЫРВАЛГ!!! Точнее – ЯИЛОГНОМ ТУМИЗАРБОЗЕБ. Мы сначала, было дело, подумали – спятил. Потом решили – просветлел и по-монгольски вдруг замог – тут бывает такое. А раза с третьего осенило – читать научился))) вот так все ориентировочно через нее у нас и выходило. Но веселооо… ТУМИЗАРБОЗЕБ сплошной)

флаг экспедиции Азимут

квадры на дороге

Участников экспедиции представлю попозже, когда они подобающе зарастут, покроются слоем дорожной пыли и приобретут соответствующий прищур. А пока все выглядят неприлично прилично, скажу, что было нас 9 человек на 8 единицах техники – три Ашота, как в простонародье кличут CFMOTO X5 HO, две CFMOTO X8 EPS, два BRP и один на двоих Рейзер.

таможенный контроль на границе

старт маршрута 6 категории на квадроциклах

И уже по традиции пылила по просторам Буханка. На этот раз Стремительная Буханка, весело закладывающая виражи, позвякивая в дрифте банками с тушенкой, осьминогами, зеленым горошком и кукурузой. Из ее форточки временами возникало грозное лицо Горбика – только для того, чтобы обложить нас в очередной раз проклятьями по поводу врожденного скудоумия.

путешествие по монгольскому алтаю на квадроциклах

«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь». Мы не стали мучиться выбором и на всякий случай проверили обстановку во всех трех направлениях. Докладываем - прав русский эпос, верьте фольклору, он кровью прописан!)))

газель

От Екатеринбурга мели чесом. С порта в Новосибирске прыгнули в микроавтобус – уже родной Мереседес, все также без кондера, уже с родным Пашей за рулем, все так же недовольным нашим поведением) Первым делом создали подушку безопасности:

утренний вестник

вечерний вестник

Тут главное не перепутать что когда использовать, а то вдруг чего не выйдет)
Понятно дело - прикупили охрабрина:

закуп продуктов в экспедицию

Подобрали в Барнауле часть команды. Побаловались там же придорожными чебуреками и пр…

придорожное кафе

команда в Ташанте

Мед и бушлатики оставили на потом...

бушлат

алтайский мед

мишка мед

И коль скоро оказались мы на Алтае, а в запасе было время, то заехали отдать дань известному актеру, писателю и режиссеру многоуважаемому Василию Макаровичу Шукшину. Это его родина - село Сростки в 35 км от Бийска у подножья горы Пикет.

природа

А это и сам Василий Макарович сидит на пригорке, наблюдает за жизнью сибирской:

памятник василию шукшину

голова шукшина

команда

нога памятника

В общем, на ход ноги вышло 900 км по Чуйскому тракту до… Хотели до Курая. Но у нас ведь пооодвиги и нам не спится, и враг из песочницы еще не вылез… в общем, рванули до самой до Ташанты. Ладно хоть в знаменитой Чуе - притоке великой Катуни, тела успели помочить под гневные взгляды торопящихся)

алтайские реки

купание

Заночевали в 50 метрах от границы прямо в фуре, предварительно все-таки выкатив из нее квадры. Что чувствовали при этом присутствующие граждане олигархического толка - не знаю, но дирижера не требовалось! Хор разобрал храпопартии с удовольствием и самостоятельно. Некоторые, конечно, попытались выйти на демонстрацию с лозунгами «Хоть ПОД фурой, только не ТАКОЙ позор!», но тоже достаточно быстро вошли в унисон с «вповалкой». Так что утром шагнули ногой из рефрижератора прямо в очередь на досмотр и на фотоссесию.

ночевка в фуре

колонна техники сфмото

монгол на квадре

геннадий заславский

на границе

Свобода дышала за колючкой. Горбик нервничал – кому как не контрабандисту с опытом знать все превратности судьбы)))

Евгений Горбик

Благо наш на редкость расторопный водитель Большой Палатки – дальнобойщик и мотокроссмен Андрей, приехал на границу намного раньше нас и разведал не только обстановку по невестам и прочим достопримечательностям, которых тут нет, но и заботливо занял очередь.

водитель фуры

Так что постоять не удалось даже здесь. Ничего интересного не случилось – сусликов-провокаторов не фотографировали, таможенницы не приставали, оружие-наркотики не нашли (шутка, конечно…нашли))) – просто какая-то скука. Проснулись в России, к завтраку уже были в Монголии:

алтайский край

Разве что порадовала традиционная смена погоды сразу за переходом. Дождевики пригодились незамедлительно.

начало экспедиции

экипировка

Тут мы возможно повторимся, но «Голубой волк» и баба Шура – это визитная карточка Монголии, а она не должна видоизменяться – война войной, обед обедом, чтобы следом идущие сразу могли сориентироваться в пространстве. Поэтому вот вам волк.

кафе блу вольф

Вот вам баба Шура. Та, что справа)))

баба шура

А вот вам подросшая за год девчушка.

дети


Ну и буузы, конечно. Они же позы, они же манты, в общем тесто с бараниной от шеф-повара.

позы

обед

Не было только американцев-велосипедистов, которые пилят вокруг света за 80 дней.

Кстати, говорят, что Шура, то есть та самая достойнейшая дама, которая грациозно носит, не взирая на предрассудки, вместо шляпы бахилы - вдова русского пограничника. Вот так-то. А вы бутииики, метросексуаааалы, от кутююююр…Тьфу. Вот куда ехать надо на полный ол инклюзив:

отель

В общем подкрепились первой монгольской бараниной, вкусили «кровушки», и пошла свистопляска в пастельных тонах.

природа

Начали хлебать свободу… Безудержно… Как некормленые… Дикие обезьяны дорвались до монгольских прерий:

прерии

маршрут монгольской экспедиции

команда азимут

Перевалы, долины, стада самых удивительных (на мой субъективный взгляд) животных – сарлыков, яков по примитивно русскому.

стадо яков


Вес как у бегемота, дури как у обезьяны, легкости как у птенца, а взгляд какой…ммм. Хотя все дело, конечно, в хвосте!) Но монголы ценят их не за то, и не за это, и даже не за хвост. В высокогорных районах это единственное животное, обеспечивающее население молоком! До 700 литров на самку, если это вам о чем-то говорит! Оно употребляется в пищу как цельное, так и переработанное – то есть творогом, простоквашей, маслом…яки своих хозяев обеспечивают сполна. Я уже молчу про одежду, обувь и аксессуары из шкур… Ну и мясо, конечно – говорят, оно похоже на говядину, но при этом более питательное.

козлояки

Примечательно, что такой внушительный набор довольствия эти животные предоставляют человеку задарма – кормятся сами, Хищников от себя отгоняют сами, а ночуют под звездами! Был бы разум – свалили бы в Шамбалу. Но черт с ним с разумом - какой хвост!

морда квадрика

А дальше по традиционному списку – лошади, верблюды, юрты горошком рассыпанные, чабаны из ниоткуда возникающие…

красоты

лошадки

верблюды

Остановились на ночную передышку в Баян Ульгий. В Монголии есть один город Улан-Батор. И еще половинка города (по нашим меркам) в виде нескольких поселков, раскиданных тут и там. Баян один из них. Цивилизация в общем. Кэмпинг с юртами и даже государственный душ далеко за забором.

у бабы шуры

юрты

Впрочем, утром, чтобы принять душ, можно было просто выйти на улицу - небо радовало своим прекрасным затянуто-серым цветом и ехать, честно говоря, особо никуда не хотелось:

михаил еремин

Но у нас подвиги и маршрут))) А значит - на заправку и снова хлебать!

заправка

бензозаправка

очередь за бензином


В общем хлебали-хлебали мы, да и захлебнулись. На второй день сразу минус 2 квадра. Занавес. Эйфория знаете ли, мда...

привал

А эйфория в Монголии чревата разными витиеватостями с непредсказуемым исходом. Одна история – найти в горах сварку. Нашли. Спасибо вот этим бесцеремонно взгромоздившимся на колени к Сеге парням:

монгольские парни

Другая – понять, что она бессмысленна. Осознали. И тут начинается история де юре. Дай вам Бог никогда не оказаться в монгольском нотариате. Нет, в Баян Ульгий, куда пришлось вернуться многими днями позже, все чинно по монгольским понятиям. Одна незадача – внешний вид бумажек (простите, нотариальных документов), распечатанных на оборотках, не вызывает уверенности, что квадр (по этой, так сказать, доверенности) сможет покинуть без хозяина территорию страны. Более однозначно выглядит даже туалетная бумага, разрисованная ребенком – тут хотя бы все понятно, слив. В общем, психологически некоторые были готовы, к тому, что один из квадроциклов забрал в качестве жертвоприношения монгольский Бог ветров.

нотариат

О том, как не бывает ни в теории, ни на практике, ни в жизни, ни во снах – только на монгольских тропах. Или сумасшедшим жить легко! Или кто там кого видит издалека?...

эмблема безобразимута

К сожалению, после вышеупомянутой незадачи на вычитание двух единиц техники, мы поняли, что одного из участников команды тоже нужно эвакуировать с маршрута по состоянию здоровья. Но понимания, КАК это совершить, пока не было. Договорились дойти до базового лагеря и там принять навигационно-организационное решение. И вот представьте себе – Монголия…

луга алтая

Где-то на северо-западе…
Вечереет…

закат

Кругом только души сусликов…Тащимся на точку после случившегося аккуратненько и самоуглубленно, проделывая в голове работу над ошибками… И вдруг на горизонте появляются какие-то до боли знакомые очертания… Как сказал бы русский ямщик – тююю) Понимая, что шансов увидеть здесь и сейчас прицеп с квадроциклами равны один к миллиону, отмахиваешься от видения как от галлюцинации. Но по увеличившейся скорости впереди идущего, понимаешь, что галлюн посетил не тебя одного. По мере приближения становится очевидно, что и не галлюн это вовсе! Вот он - реальный прицеп с реальными квадроциклами! Ну как с коллегами не поздороваться?! Идем на сближение! Очертания приобретают цвет и разрез глаз… Невероятное врывается в жизнь всей своей категоричностью… И…С криками: Витааааллллляяяя….Абрааааааамоооов, мы подлетаем не просто к незнакомым коллегам, а к проверенным многими пудами соли друзьям!

вне зоны проект

Макс Кевлов, Виталик Абрамов – прародители российского СFMOTO клуба – собственной персоной на монгольской земле в рамках своего нового проекта «Вне Зоны». И все вместе мы начинаем орать: «ТАК НЕ БЫВААААААЕеееееТ»! Со стороны прыгающие мужчины, пытающиеся заскочить друг другу на ручки как истосковавшиеся псы, разбрызгивающие по сторонам слюни, выглядят крайне нелепо. Да кого это волнует…

макс кевлов

команда азимут и команда вне зоны

Стоит ли говорить, что проблема эвакуации была снята махом, и с максимальной (!) уверенностью в позитивном результате мы отпустили нашего подранка в заботливые объятия Риги и Даши. Внутримышечный прием баралгина вызывает теперь у СерЁни самые эротичные воспоминания))) А назавтра были подвиги…

На самом деле это мы погорячились на счет завтра – оперативная память в Монголии быстро заканчивается и вся надежда на то, что вывезет долговременная. А в глубинах долговременной всерьез и надолго застряла вот эта двуглавая верхушка четырехтысячной ценности под названием Саергул Ула.

саергул ула

Уж как мы ее штурмовали в прошлом году, штурмовали, да и уштурмовались – воспоминание из разряда «умри, но помни!») Встали тараканьим лагерем у подножия ее величества, сплошная ностальжи…

команда первопроходцев на квадроциклах сфмото

А с утра понеслось…

дороги монголии

Давайте все-таки уже представим народ – подвиги же впереди, страна должна знать своих героев))) Такими мы вышли из Монголии в Тыву – ветер странствий наложил к тому моменту качественные отпечатки.

Михаил Еремин

Главный Психхх экспедиции, Предводитель, Штурман и зазывала на всякие разные подвиги – Михаил Еремин. КМС по трофи-рейдам на квадроциклах. КМС по спортивному туризму. Добавить нечего. Кроме того, что в сезоне 2015 укрощает АшОта.

дрифт на квадроцикле

Главный бухгалтер и юрист экспедиции, голос разума – Константин Макотченко & сын Глеб Макотченко – экипаж RZR.

Константин Макотченко & сын Глеб Макотченко

Глеб подрос до единоличного мастерского управления машинкой, его голову больше не привязывают стяжками, когда хочется спать, а надо ехать) В общем, из дитя мужчина вырос!

глеб

лица экспедиции

Ну а как мастерски папа рулит юр.вопросы гражданского толка – это отдельная тема.

заславский

Геннадий Заславский. Скажу одно. Если вы в экспедиции оказались без теплой кофты или палатки, без трусов или спальника, без запасного колеса или без инструмента…список можно продолжать бесконечно… Это совсем не страшно, потому что рядом есть Гена, а у Гены есть все! Абсолютно все без преувеличения! И даже суперподготовленная Бомба)

квадроциклы

Сергей Куренков на еще одной Бомбе во всех смыслах)))

участники из челябинска

Ну что тут скажешь…Кто-то должен был взять удар на себя и одним махом отвести все последующие возможные неприятности. СерЁня это сделал. Сожалеем, что не дошли вместе до финиша, но, значит, будет новый повод!

Поилец и кормилец, шеф-повар, добытчик дичи - Сергей Толстов.

сергей толстов

Совершенно справедливо считает нас всех чудаками на букву м, потому что со своими дурацкими подвигами мы ему не дали с чувством-толком порыбалить. Прости, друггг, каемся! В этой экспедиции посидел одной попой на двух CFMOTO X8 и нашел 10 отличий)

тагил

Юрий Никитин – Креатор и Крепитель экспедиции.

Юрий Никитин

Первопридумец слоганов. Первонаходец трофеев. И просто надежный человек. Вообще катает на шестисотке, но перед экспедицией выклянчил у супруги АшОта и не пожалел. Взамен обещал привезти домой много монгольских детей - не обманул.

монгольские дети

Алексей Марков – человек-пароход.

Алексей Марков

Пока все веселились, Алексей готовился пересечь пролив Каталина, рядом с которым Ла Манш отдыхает) До экспедиции накатал на квадроцикле столько же, сколько за время ее. Поэтому до сих пор в шоке. Молчал красноречиво, даже страшно представить, что при этом думал.

Катя Рычкова.

Катя Рычкова.

Видео и фото фиксатор всех происходящих безобразий. В обычной жизни предпочитает CFMOTO X8 и имеет другой цвет лица, но тут как-то не заладилось)

евгений горбик

Экипаж Стремительной Буханки на этот раз не ограничился демонизирующим Горбиком, пилотирующими Сулейманом и Болатбеком, а также супругой последнего. Весь маршрут прошел и юнец Данила – лучший наводитель порядка в лагере!
Вот так примерно и ехали.

 

Героический слив номер раз!

- Вы не видите очевидного.
- А зачем мне видеть очевидное, когда я могу чувствовать невероятное… (Ринат Валиуллин)

привал экспедиции

Видно крепко мы досадили Горбику в прошлом году в экспедиции. И на протяжении этого года глупыми вопросами. Решил он нас... утопить. То есть, конечно, для нарядности облек это все в другие слова – идите, говорит, ребятки, и сделайте хребет Монгольский Алтай руслом реки Буянт-гол!

буян гол

Абсолютное бездорожье, береговые каменные террасы сложного рельефа, прижимы и много бродов – все, молвит, как вы любите. Но на вопрос «Насколько много бродов?», смотрит так мутновато, будто просчитывает, на какой цифре остановить счетчик и молчит. Но мы же настойчивые и не унимаемся, в будущее свое ближайшее жаждем заглянуть. Ну, говорит – несколько десятков… Мы одно свое – сколько несколько? Нннну… 5, говорит, например… десятков..........

лагерь экспедиции

купание в реке

Перед тем как послать куда подальше, привел в красивое место к реке в заповедной части, помыться разрешил, ага, и потчевал бараном. Как Баба Яга Ивашку.

баран

пастухи

Интересно смотреть, что на барана приходит вся округа. Мальчишки его приводят, мужчины убивают и свежуют, женщины дальше эстафету подхватывают…

шарик

К этому моменту в небе уже кружат стаи коршунов, ловко пикирующих на останки. А по сторонам собирается прочая живность.

Шарику, кстати, тоже досталось. Он до поры до времени лежал поодаль, делая вид, что отражение свое рассматривает в луже. А как ливер в сторонку отложили, так схватил свой долян и только его и видели.

А Горбик все огонька плещет в керосинчик – типа, джиперы-то то вот наши алтайские смогли в прошлом году, и вы давайте. Я и сам, говорит, дважды там ходил на LC80. Только осенью, добавляет многозначительно так. И берега были труднее, чем броды. А сам смотрит на воду в базовом лагере и как-то надолго взглядом зависает где-то, как будто уже видит на дне утопленные квадроциклы.

трасса экспедиции 2015 на квадроциклах

Нам-то до берегов вообще фиолетово, мы их не видим, как правило. А к бродам вроде как подготовились – веревку да камеры взяли.

брод

Там делов-то – 45 км. Но заложил на эти 45 км два дня. А самое забавное за полгода нам черканул на заметочку: «Лично я боюсь высокого уровня – квадры может сносить, но приедем - посмотрим». 

геннадий заславский

штурм реки

Приехали мы, как вы помните, под проливным дождем. У первой речки ночью ложились по одному уровню, а утром встали и удивлялись как вода из берегов на глазах выходит. Да не осенью, а в июне, который изначально предполагает повышенный уровень воды. Это уже потом наш тренер духа напишет нам в объяснительной: «Мдааааа, таких дождей Монголия не видела давно».

переправа

Сносить – это было не правильно и не к месту употребленное слово! Их не сносило – их уносило. Буянт-гол ни фига не горный ручеек. Это серьезная горная река, которая поднакопила мощи как с верхушек, так и с неба. Мы топтались тут долго – просчитывали скорость потока, глубину, закидывали и вылавливали Гену (ну просто у него одного с ростом и завещанием полный порядок)… но поняли, что тщетно. Даже если мы переправимся один раз, 50 таких переправ осилим только к осени, потому как против течения нам уже не выгрести. К такой долгосрочной командировке никто не был готов. Но сдаваться на первом же подвиге не хотелось.

спутниковая связь

Один из пунктов «Системы безопасности» Роберта Пири гласит: «Корабль должен пройти через препятствие к точке, откуда он мог бы вернуться». Как определить эту самую точку возврата, если всегда теплится надежда, что за следующим перегибом будет чуть-чуть проще, что вновь появится след колеи или, на худой конец, просто тропа?

первал на квадроциклах

Побежали в гору – смотреть, как там за поворотом обстоят дела. Посмотрели. Красиво.

михаил еремин

квадроцикл  в горах

Издалека да сверху всегда все кажется не таким, как вблизи да глаза в глаза. Послали разведгруппу.

горы

красоты монгольских гор

ущелье

Группа по возвращении сказала – нихт! ноу! никак, товарищи, нельзя! Ну что тут поделаешь... Подвигом было принято считать мудрое решение отказаться от подвига. В насмешку над нами на соседней горе под уклоном 45% передвигалась живое панно, и издавало блеющие издевательские звуки.

склон горы

бараны

В общем, для осуществления следующего подвига было решено сменить квадры на козлояков.

спит на квадроцикле

 

Подвиг номер два или Цамба вознесся...

пейзаж

Достаточно сложно ответить на вопрос – почему горы? Сложно потому, что концентрация мыслей и ощущений по этому поводу зашкаливает. Ну, понятно, себя «на слабо» проверить, в товарище не разочароваться, лишнее сбросить, что толпится в голове и жить мешает, заостриться на главном, насладиться тяготами и красотой восхождения с преодолением. С тем, чтобы вернувшись в лагерь упасть, и смаковать каждый момент пройденного пути. Что-то изображать из себя в горах бессмысленно, здесь всё и все становятся таким, какими были задумано изначально. И эта правдивая оголенность завораживает.

горы

Гора Цамбагарав уул (4163 м). Мощный горный массив расположен западнее долины реки Ховд. У подножий горы Цамбагарав уул на территории Эрдэнбурэн сума живут в основном монголы-олеты, потомки многочисленных некогда джунгарских племен. По легенде олетов когда-то один человек по имена Цамба поднялся на вершину горы и исчез. Теперь этот народ называют гору Цамбагарав, что в переводе на русский означает: «Цамба вознесся». Не хотелось бы стать последователем Цамбы, но мы туда пошли. На самую южную безымянную вершину массива высотой 4008.

вывеска на дороге

Предварительно, конечно, доехав и до Ховда, и до Эрдэнбурэна.

арка

скульптура

Обнаружив однозначное сходство Предводителя экспедиции с оберегами этих мест, мы понадеялись на удачу и начали подъем) Изначально он планировался в два подхода с ночной передышкой на высоте 2800-3000 или… как получится.

колонна

Вновь идти на четырехтысячник – это как прыгать с парашютом во второй раз. Первый, конечно, волнительно, и даже немного страшно, но страх этот имеет субъективные характеристики – боишься неизвестности. Когда же к субъективизму присоединяется четкое знание, то там да как – паяльная лампа вам в помощь. Ужастик из песочницы приподнял голову… И даже издал звук… Но сначала все равно было весело – дорожки серпантином вьющиеся… камни-бородавочники – совершенно уникальное природное явление…

камни - бородавочники

курумник

Так дошли по дорожкам до долины. А здесь – все. Дальше - только вход в большие горы, и только как штурман поведет.

туман

туманный альбион

В принципе тем, кто был на Северном Урале характер передвижений практически понятен – сплошной курум. Но тем, кто впервые, сначала было несладко. Но…пара легких переворотов на заходах на валуны, и все прикатались). Периодически приходилось делать остановки, потому что погода менялась со скоростью горного тумана – то ясно, то ни зги, то дождик, то солнце – и так по кругу с разными вариациями. Фотосессия в объятиях тумана:

сергей толстов. Нижний Тагил

Михаил Еремин

Степан

Юра в шлеме

геннадий заславский

Разновидность курума тоже менялась – от крупного к мелкому, от острого к облизанному.

подъем в гору

ашот в горах

снег на перевале

Заставляя всякий раз то напрягаться, ожидая худшего, то расслабляться, успевая стряхнуть забитость с рук. Но любое восхождение всегда дарит в награду упорным какое-нибудь чудо! Выскочили через очередной перекатик к цирку и обомлели, забыв про курум... Такой палитры красок специально захочешь не намешаешь. Да и взгляд летит, остановиться не может – такая перспектива.

зеленые озера

горное озеро монголии

на вершине

связь в горах

На этой невероятности, окружающей нас со всех сторон на высоте 3400, можно было бы уже сегодня и остановиться. Но вроде как, и силы еще были, несмотря на распластанность поз…

на привале

И хотелось поближе подобраться к цели завтрашнего дня – хотя бы взглянуть на верхушку, которую завтра предстояло штурмовать.

пит стоп в горвх

Но она изо всех сил вредничала и не собиралась приоткрывать личико. А между тем красоты закончились, и начался однообразный марсианский пейзаж.

подвиг азимута

Казалось бы, ничто не предвещало разнообразия. Но это же горы, если вы не запамятовали… Девочки в своем непостоянстве отдыхают. Поэтому сначала начались кусочки снежной радости...

ледник

А потом и град. Не такой как на земле. А как на Марсе – шкуродер часа на полтора-два. Под ним мы «весело» ставили палатки, укрепляясь штормовыми растяжками за квадры, и накидывая на всякий случай на колышки горные глыбы.

лагерь на высоте

Под ним пришло осознание раздельного существования тела и разума. Мозг вроде и дает сигнал к действию, но тело безвольно ворочается где-то в вакууме, не в силах исполнить приказ. Под ним мы все-таки смогли развести огонь (хотя паялки также не желали работать) и даже приготовить ужин.

стоянка на высоте 4000

овощи в снегу

Каждый из нас впервые в своей жизни собирался ночевать на высоте 3500. При кислородном дефиците очень интересные вещи начинают происходить – у кого паника, у кого депрессия, и мы это предполагали. Да и Горбик снабдил нас советами, которые сводились к одному – на высоте водка - не алкоголь, а лекарство. Но в качестве лекарства этот напиток нам не пригодился)

высотный лагерь азимута

 

Ледниковый период 5 - эра уральских динозавров)

Кто-то ночью не мог заснуть от звуков – объемную горную тишину то дробил град, то прошаривал снег, то просто обволакивал ветер… Кто-то не мог продохнуть… Кто-то сбивал снег с просаженных под его весом палаток… Но это просто замечательно, что у нас была целая ночь на акклиматизацию, иначе подниматься дальше было бы совсем не задорно. В таком пейзаже стола мы ложились.

стоянка квадроциклистов

А в таком нас застало утро.

утро

снег

Бодро (да-да, уже бодро) позавтракали, сняли лагерь и еще раз попытались вглядеться в ту сторону, где по идее должны были возвышаться верхушки нашего подвига.

ставим лагерь

Ясная погода в горах – бОльшая половина успеха. Но тщетно. Горы крутили и вертели облака, создавая плотную завесу. Пытались нас запутать. Пришлось принимать решение двигаться по мере обнаружения проблем, главное - двигаться.

вершина

Сначала на ощупь в примерном направлении перескочить хотя бы первый уровень игры «а ну-ка заберись», а там оглядеться, глядишь, и раздует.

горный рельеф

На первом уровне предстояло преодолеть полосу гигантского курума, переваливаясь по которому, техника напоминала большого нерасторопного нажравшегося косолапого, у которого при подъеме одной стороны тела другую боковину качественно заносит от заданной траектории, и он ее только чудом возвращает на место. Машинке здесь было совсем не бодро.

курумник

подъем

Сунулись в одну сторону – поняли, что не пройдем – камни огромные, подъем острый – не вытянуть. Спустились на исходную. Еще раз огляделись. Решили попробовать заскочить на гребешок с другой стороны. Первопрохождение – такая штука, что никогда не знаешь, что откроется твоему взору в следующий момент – то ли будет еще хуже, то ли полегчает. Хотя бы на время.

снежный перевал

связка квадроциклов в горах

горы

ашот в горах

По мере набора высоты снега становилось все больше и больше. Стало уже непонятно, что хуже – курум под снегом или снег на куруме.

снег на куруме

Еремин Михаил в горах

А впереди был ледник. Вечный ледник. Хотя, как известно, даже вечное ухает когда-нибудь в пропасть. По его огромному высунутому дразнящемуся языку предполагалось восхождение до макушки.

ледник

макушка горы

Кстати, вы знаете, что эти белые участки занимают более 16 миллионов кв. км на планете Земля? Это 11% всей ее территории! И то, что вы никогда не ходили по ним ножками, вовсе не означает, что какой-нибудь ледник Колумбия, язык которого сползает с рекордной в мире скоростью 20 метров в сутки, не попал к вам в кружку с чаем)

метель

ашот в снегу

В прогнозах значилось два варианта развития событий. Первый оптимальный - ледник укрыт слежавшимся прошлогодним снегом, по которому, хоть и немного покорячившись, есть шанс дойти до фирна, то есть до многолетнего плотно слежавшегося снега, который представляет собой промежуточную стадию между собственно снегом и глетчерным льдом – конечным продуктом превращений снежного покрова в горах. В этом раскладе дойти до макушки было бы самым простым делом.

нитка маршрута в горах

Второй вариант был менее оптимистичным – на леднике много свежего снега, которому температуры не позволяли скорое превращение в фирн. При этом исходе всем понятно – нужен снегоход. В общем, поползли пока еще по терпимому снегу к языку. Начались пробуксовки.

пробуксовка

Вершины все не видно. Погода все шизит – то черными тучами напугает, такими, что границу циклона видно, то ветром отталкивать пытается, а то вдруг на тебя ведро кипятка выльют – солнце вышло, стало быть.

спуск с ледника

Доползли. И снова ожидание, когда же хоть чуток покажется верхушка. Ни в какую! Ждем еще – сейчас вслепую идти ну никак нельзя. 

луга высокогорные

команда на маршруте

Что о себе думает этот ледник, сползает он или пульсирует, кто его знает. Но то, что живет своей отдельной жизнью – вне сомнений. Стоишь в эпицентре белой пучины. Картина меняется только на небе. Справа-слева-вокруг – все одно обжигающая и ослепляющая белизна. Под ногами журчит речка и очень не по себе от непонимания, какой слой тебя разделяет от горного подледного потока в вечность…

юра никитин

Решили пока хоть язык видно прощупать его на предмет проходимости.

дорога на вершину

трудный подъем

вытаскивают квадроцикл

трудности в горах

Проходимости обнаружено не было. Сверху снег, сразу под ним – липкий снег. Сразу под ним – вода… Все это вкупе означало, что по леднику нам не пробиться.

горный курумник

Мы были почти над облаками! Оглянулись вокруг – увидели план Б. 3700 на горизонте! Надо брать!

штурм высоты

горный хребет

Сбегали да взяли

Сбегали да взяли

навигатор

штурмовая группа

особо даже не напрягаясь, потому как подъем на нее читался как азбука, а под ногами был уже знакомый каждым острием да ребрышком курум.

флаги

То есть в принципе с лозунгом Алтайской Федерации спортивного туризма и лично Евгения Горбика мы целиком и полностью согласны. Безымянную до сих пор вершину массива Цамбагарав нарекли САМЮК - ну так получилось по начальным буквам имен покорителей)

катя рычкова азимут

С верхушки оценив ландшафт окрестностей, мы уже видели другой заход к цирку, более короткий. Но пойди мы этим путем наверх, пропустили бы озера-изумруды, поэтому промахом свой трек не считаем. Но обратно в долину спустились коротким новым. Стремительно и победоносно, глотая курум как семечки.

пейзажи

 

Сказка о потерянном времени и «смонголенном» ключе от квадра)

природа гор

Время в монгольских степях теряется – это факт. Какое число, который день недели, да и по сути время года – какая разница... Едем и едем. Значение имеет лишь время старта, предполагаемое место финиша и степень насыщенности маршрута. А степень его насыщенности можно оценить по выражению наших лиц)))

будни экспедиции

батут

После подвигов даже самым стойким и безумным хотелось передохнуть. Горбик, конечно, призывал не останавливаться в череде спортивных достижений… но тут уже и он понял, что нашу волю к релаксу в данный конкретный момент времени не переломить статусами))) Мы меняли планы маршрута небывалое количество раз - ежедневно и ежевечерне. Полетное расписание корректировалось то уровнем воды, то степенью безумности, то жаждой рыболовной наживы, то юридическими вопросами, а то и просто уже по привычке…

навигация

по азимуту

общее фото

Местом нашей пост ледниковой реабилитации было выбрано живописнейшее горное озеро Толбо-нур, которое Создатель, будучи в потрясающем настроении, расположил в окружении величественных гор на высоте 2079 м, умело соединив все самое прекрасное одним взмахом кисти. Издалека ультрамариновое зеркало этой глади выглядит совершенно фантастическим образом – зовет и манит.

озеро Толбо-нур

Дорога от Ташанты к Ховду и далее на запад через всю Монголию проходит по берегу этого озера, так что место весьма известное как среди монголов, так и среди путешественников. Но, как видите, раскиданных по пляжу тел не наблюдается, аншлага нет – ну вы же помните, что население Монголии полтора землекопа на один квадратный километр. Подъехали лишь художники с Алтая, посмотрели на наш шумный балаган издалека, да и удалились восвояси.

Дорога от Ташанты к Ховду

ночевка у озера

Если верить Горбику (а оснований не верить он не давал), то вот эту райскую бухту и подъезды к ней открыл много лет назад именно он.

Омрачает тут только один момент – такого количества какого-то неопределенных характеристик гнуса мы в жизни не видели. Такое ощущение, что этот рой летающих микро-обезьян, взметающийся толпой при первом твоем шаге на прибрежную растительность, вполне способен подхватить и унести даже сто кило живого веса на какой-нибудь четырехтысячник. Но довольно быстро привыкаешь и к такому соседству.

гнус

Да что там к такому – уже и кизяк радует одним фактом своего существование вблизи от твоего тела. Тем более, что мы еще с первого раза усвоили установку «кизяк – не гавно, кизяк - топливо». А потом день на пятый экспедиции вообще уже без разницы в чьем окружении лежать – главное на берегу да на солнышке)

кизяк

В общем, это была бухта-мечта для истерзанного курумом и ледниками путешественника:

купание

миша в воде

Известно, что озеро это богато рыбой. Монгольский осман, султанка и хариус – все деликатесы тут водятся. Но не в бухте. А где-то там, где по ветру, или по течению, или через порожки – в общем, у рыбаков свои приметы да правила.

рыбалка

Главный добытчик экспедиции Сега поехал в клевое место, откуда вернулся по кромешной темноте без света фар и без ключа от квадроцикла. Пока тягал османа, местные рыбаки стянули ключ из замка зажигания и оставили взамен…пуговицу))) Красивую. Большую. Пластмассовую пуговицу!!! То ли намек, то ли обмен сувенирами)))

команда

Но ночью мы незаметно вставили в замок запасной ключ, и Сега поверил в невероятное, то есть в собственную невменяемость) Здесь это очень просто. Ночью, вот, к примеру, здесь действует посадочная площадка для неопознанных летающих объектов:

нло в монголии

На следующий день поехали снова в Баян Ульгий, чтобы уже закрыть юридические вопросы с переправкой оставшегося где-то на старте маршрута подбитого квадроцикла через границу. Отсюда до Баяна всего навсего 34 км, да и то по асфальту. Да, в Монголии есть и такое понятие как асфальт, но в очень ограниченных количествах.

дорога

Неожиданно попали в цивилизацию. В цивилизации царила какая-то эпидемия, поэтому всех вновь прибывших в город тормозили на въезде и заставляли… мерить температуру. Показатель средней температуры по нашему передвижному дурдому был одобрен монгольскими санитарками, и врата в град открылись.

цивилизация

квадроциклы на дороге

Первым делом помчали в нотариат – оформлять доверенность. Вот так выглядит эта странная бумажка с гордым названием, на которую мы потратили целых 500 рублей по нашим деньгам)

доверенность

Главный по разуму и юр.вопросам нашел не глядя по наитию (или запаху) офис монгольских коллег) В тот момент даже монгольские юристы выглядели солиднее нашего правоведа.

нотариус монголии

Ну и все вместе, пользуясь случаем, отправились приподнять экономику Монголии на местный базар. Предварительно обменяв в этих похожих на туалетные комнаты на тугулымском вокзале рубли на тугрики:

контора нотариальная

Набор сувениров, которые можно привезти из этой страны, можно пересчитать по пальцам одной руки и он весь перед вами.

лавка

Шапки охотников:

Шапки охотников

Юра выбрал себе узду, чтобы дома крепко держать себя руках)))

узда

И домру – чтобы в узде дома было не скучно.

сувенир

Попутно пощелкали колорит – камни на развес, юрты, сапоги да трусы невероятных расцветок – ходовой товар.

домра

экзотика монголии

Собственно не только для нас тут все в диковинку, мы для местного населения тоже представляем собою сбежавших из цирка слонов – они нас внимательно изучают, разглядывают и просто дивятся:

путешественник

монгольский байкер

Ну и самый распространенный, проверенный и красноречивый (как до, так и после вручения) сувенир – это монгольская водка. Редкого качества продукт!

водка

В Баяне наконец-то разгрузили привезенный с родины мешок с подарками для монгольских детишек – панамки, карандаши, резиночки – всему этому все дети рады в любых обстоятельствах, но монгольские – особенно! Будете в Монголии – берите с собой эту мелочевку – вам не сложно, а хозяевам, к которым вы зашли, несомненно приятно.

заправка

мальчик на моте

монголы

Вот как-то так ненапряжненько в туристическом азиатском режиме и пролетели еще одни сутки монгольской жизни. Все проблемы уладили, сувениры закупили – кочуем дальше.

закат

 

На выход!

На выход!

На самом деле кочевать по-монгольски нам осталось всего-то ничего. Неожиданно выяснилось, что нам пора выбираться из этого уникального прекрасного плена, который даже во второй раз щедро поделился с нами эмоцией. Выходить в серые будни мы планировали через погранпункт Боршо в Тыву. А значит идем на крайнюю ночевку к озеру Урэг-нур, которое находится на северной дороге из Ташанты на Мурен. Дорожки – скоростные поливайки.

дорожки скоростные

пилот квадроцикла

Пылища жуть…

Пылища жуть…

грунтовка

Кто фанатеет от ралли поймал бы тут настоящую кайфушку, но по мне так жуть и тоска. Точечно вдохновляют монгольские дорожные знаки. Дорог тут нет, но знаки есть. Монгольская федералка – это десятки тропинок, которые идут то параллельно, то пересекаясь, то вдруг шарахаясь друг от друга в разные стороны. Предполагается, что какая-то их них – встречная)

пейзажи степи

И когда видишь посреди десятка полос (хотя это очень громкое слово) для движения вот такой знак, сразу понимаешь, что с юмором у жителей этой страны полный порядок) Я вообще глубоко верю в то, что в таких условиях можно выживать только за счет юмора, переданного на генном уровне. Монголия – редкая на крепкие характеристики страна. Здесь находится центр максимума зимнего атмосферного давления, самый южный в мире пояс распространения вечной мерзлоты на равнинном рельефе, самая северная на земном шаре зона распространения пустынь, самое резко-континентальное место на планете – пустыня Гоби. Попробуй, выживи в переносном жилище, когда летом +40, а зимой минус столько же.

знаки

С юмором и серпантинами здесь порядок, да. Но с количеством дорожных знаков, их обозначающих, напряг. Да, собственно, это единственный отмеченный знаком поворот из 599 тысяч пройденных. Местная достопримечательность.

поворот

По дороге сломался Рейзер. Привод в УАЗке, УАЗка упылила километров за 25 вперед. За ней помчался Гена, а мы остались на солнцепеке. Солнце под финал экспедиции решило показать нам, что оно очень даже существует.

гена в очках

тоже в очках

Ждали-ждали, чинили-чинили…

Ждали-ждали, чинили-чинили…

привал

Собрали у обочины толпы зрителей.

дети

Заметьте, на каком автомобиле тут некоторые экземпляры гарцуют.

монгольский ваз

В общем, в итоге пришлось все взять на себя)))

В общем, в итоге пришлось все взять на себя)))

Ну чтобы уже хотя бы до обеда доехать)

в пути

перекус

дрифт миши

Перед самым финишем дорогу перегородил ни черта не бледный юноша, распахнул кожанку, извлек оттуда шерстяной комочек и начал пристрастно рассматривать нас на предмет полезных в его кочевой жизни вещей. Потом снял с меня очки и предложил «ченч» - очки на ужин.

миша и монгол

баран

И как, скажите, вот это можно съесть? Особенно после того как погладил да в глаза посмотрел? «Цинично и с удовольствием!», – ответил Предводитель. Но Баба Яга была против! Поэтому не бледный юноша остался без сувенира, зато с ягненком.

шерсть барана

Озеро Урэг-нур располагается в небольшой межгорной котловине у подножия хребта Цагаан-Шувуут уул (3496 м). Озерная долина, если судить по информации об обилии сохранившихся здесь тюркских каменных изваяний, курганов и наскальных рисунков, на протяжении тысячелетий была заселена сменяющими друг друга древними кочевниками.

юрта

Для нас же раздолбаев любое озеро – это кружок по интересам. Предводитель отправился мерить температуру воды. Человек-пароход – на полутора часовой заплыв, Сега – на дело:

в закате

миша купается

А по утру мы быстро проснулись, быстро собрались и быстро уехали в сторону границы на пункт пропуска Хандагайты (Боршо) (Республика Тыва), где-то в промежутке попрощавшись с нашими монгольскими и алтайскими друзьями. Прощание с Монголией было скорым и скомканным. Закрадывается подозрение, что мы здесь все-таки еще раз окажемся. И нельзя сказать, что оно огорчает.

ленты

Если сравнивать Боршо с Ташантой – то это небо и земля. Очередей нет, все чисто-мирно. Монгольская таможня от нечего делать клянчит консервы у покидающих страну, и тут же их дегустирует. Российская усердно пытала нас за «сколько жрет сколько прет». В общем, здравствуй Россия. Впереди не менее захватывающий пробег по Тыве.

тыва

 

Часть тывинская национально-финальная

финал экспедиции

Тыва тоже та еще красотка оказалась – не обоймешь, не опишешь!!! Мы относились к ней, точнее к характеру ее хозяев, с некоторым предубеждением. Про крутой нрав тувинцев ходит много разных историй, прослушав которые хочется поближе переложить колюще-режущие и ударо точно наносящие. И зря. Мы привезли из Тывы только позитив!

заправка

Заправившись уже на российской стороне, помчались по такому вот маршруту. Долина р.Саглы – перевал Арзайты (2227м) – р.Барлык – пограничная застава «Каргы» - перевал Халун-дава (2279м) – массив Монгун-Тайга – перевал Хапши (2615м) – село Кызыл-Хая – река Моген-Бурен – Бугузунское плато – перевал Бугузун (2600м). Уже без проводников. Но поначалу плутать особенно негде было.

шлем

дорога тува

Первая часть пути проходила вдоль российско-монгольской границы, нейтральная полоса читалась на каждом метре пути. Ехать по таким местам интересно – прорехи в заборе считаешь, смотришь как оно тут устроено – монголы вот, например, отгородили себе почти все красивые озера, на погран заставах что творится… не расскажу, что творится, пожалуй) В общем, есть о чем подумать)
На границе тучи ходят хмуро…

прерия

флаги экспедиции

Но задерживаться надолго не хочется – тихо тут…нехорошо так тихо…тревожно. И столбики пограничные как мертвые с косами… Поэтому поливали очень бодро – надо было отойти сегодня как можно дальше от границы.

привал

квадр на дороге

колонна

Бодро, но недолго. Рейзер поймал на зубодробильной грунтовке нечто, и это нечто образовало в шине кратер. С ним и подвисли часа на полтора на обочине.

поломка

запаска

Но уже буквально минут через 30 к нам подкатила оперативная группа погранцов, которой бдительные местные жители, проезжающие мимо, доложили о подозрительных типах, то есть о нас.

гена заславский

Гена дипломатично провел переговорный процесс, уверенно доказав нашу «неподозрительность» и непричастность, и пограничники удалились на базу. Ну а мы заткнули кратер и помчались дальше.

Перекус меж шишек и овечек)

перекус

степа

бараны

Пробег этого дня вышел за рамки традиционного разумного. После этого лично я воспринимаю слово «поехали» как за ругательство высшей категории обиды.

ледник

Кругом красотища, просторы, зелень со снегом перемешана, горы гримасничают – остановиться бы, подышать, но у нас «поееехали». Иногда, правда, и самые нетерпимые «поееехали» приостанавливались

ледники

миша еремин

Взвизгнули все одновременно на этой дорожке. Массив Монгун-Тайга. Здесь находится наивысшая точка Тувы и всей Восточной Сибири – одноименная гора (3976 м).

ущелье

грунтовка

грейдер

Несмотря на то, что вершина считается священной и местные поверья запрещают подниматься на нее, альпинисты и горные туристы покоряют гору без устали, начиная с 1946 года. Интересно еще и другое. Вообще российская часть Алтайских гор считается частью Западной Сибири. Но Монгун-Тайга в 1932 была передана из состава Монголии в состав Тувинской Народной Республики, а с 1944 после вхождения республики в состав РСФСР стала вместе со всей Тувой считаться частью Восточной Сибири.

тува

Мимолетная лирико-комедийная зарисовка про то, как Костя-юрист переквалифицировался в Костю-пастуха, а тывинская собачка-пастушка приглядела и застолбила за собой АшОта:

барашки

стадо

собака и квадроцикл

А еще теперь мы точно знаем истинное лицо Почты России и все механизмы отправки-получения корреспонденции.

камни бородавочники

Подъезжаешь к камню, делаешь закладку и ждешь… Главное – набраться терпения, ну и чтобы адресат выжил и весточки дождался – тоже немаловажно.

грунтовка

В общем, отмолотив, сколько сейчас уже и не вспомнить, свалились в долину к реке и начали кружить как псы, которые пытаются свой хвост поймать – место искали безветренное. Сложно тут с этим делом. Все защищенные позиции уже заняты юртами – умеет кочевой народ места выбирать для жилищ. Поэтому уж упали, как упали.

закат

А на следующее утро наш ждали Кызыл-Хая, Моген-Бурен и Бугузунское плато.

шлем сфмото

Село Кызыл-Хая находится близ Монгун-Тайги. Вотчина Сергея Кужугетовича Шойгу и российских буддистов.

башенка

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии и, конечно, Тывы. Сложно представить иную религию в стране, которая входила некогда в состав Монгольской империи.

статуи

Здесь нам предстояло сделать две супер важных вещи – найти каким-то образом бензин, которого нам категорически не хватало до места финиша, и сориентироваться на местности. Две одинаково сложные задачи)

победа 70

поселок тувы

Заправки тут нет, с топливом напряженка. Взяли языка – язык доложил, что в колхозе вообще-то есть какой-то общаковый запас, но сегодня выходной. Да не просто выходной, а после гуляний в честь Дня Молодежи. Так что к общаку доступа нет - безнадежно. Пошли в народ.

мотоциклист


Народ оказался в меру общительным, в меру любознательным, и в меру гостеприимным – в общем, без излишков, в самый раз.

навигация

Это наш новый друг. Как оказалось, служил в Верхней Пышме – до сих пор валенки и уральскую зиму с содроганием вспоминает. Он-то нам и помог насобирать по разным дворам топлива. 70 рублей за литр. Ну а что!? Спрос рождает предложение) Поиски бензы продолжались утомительно долго – видимо, действительно по литру с избы сливали.

миша еремин

Топливом помощь местных не ограничилась – наш почти что земляк вызвался проводить нас через ущелье. Очень кстати. По ущелью, как выяснилось чуть позже, можно пойти двумя путями. Один очень интересный – сначала сильно по реке, потом сильно по горам. Но усеян трупами в самом буквальном смысле. По высокой воде (а именно такая в тот момент и наблюдалась) УАЗики переворачивает, ну и что-то про ЗИЛы еще было гнетущее, и прочие душераздирающие истории про количество и качество ДТП. В общем, мы было сначала встали на эту дорожку…

брод

река

Но потом пошли другим путем, альтернативной дорогой, которая была построена относительно недавно с единственной целью – поберечь народ. 

степи

указатель

Здесь как раз написано про то, что дорога, по которой мы пошли через ущелье, построена хорошим человеком и добрым хозяином. Но, надо сказать, что и альтернативная тропа крайне захватывающа. Узехонькие пролазы с очень пикантными диагоналочками вдоль бурлящей речки очень бодрят. Лебеди взлетают, лениво разгоняясь. Ароматы пьянящие колесами поднимаешь. Хариус плещется. Вроде даже как остановились порыбачить.

рыбалка

мосты

Но что-то там со снастями не сложилось – то ли хариус был мельче блесны, то ли место чудаками выбранное, то ли «поеееехали» задолбали, то ли танцоры никудышные… После второй неудавшейся попытки порыбачить Сега изрек все, что о нас думает и презрел наше общество окончательно и бесповоротно.

спит

На этом месте мы попрощались с нашими проводниками, обменялись координатами на будущее, получили от них в подарок местное вино – теплое, из молочных продуктов, своеобразная штука. И отправились посмотреть на легендарный перевал Бугузун. Дорога через Бугузун – единственная, соединяющая Горный Алтай и Тыву. Высота его 2600. Говорят, мечта многих путешественников. Говорят, перевал сложный и даже характеризуется чуть ли не пятой категорией. Переправы, большие камни, спуски, подъемы. В общем, мы ожидали трудностей, но как-то проскочили его без особых проблем. При этом опять зачем-то куда-то торопясь. Поэтому даже и показать-то нечего из сложных участков – только крохи красоты.

лошади

проездка

Бугузун зафиналил наши квадро-приключения. 1800 км уложили. Оглядываясь назад, сложно представить, сколько всего может уложиться в два неполных дня по Тыве. И сюда однозначно стоит ехать, если вас возбуждают степи, реки, пики, перевалы и все, что может произойти на пути к ним.

команда

Вот как-то так все и закончилось. В чистом поле стояла Большая Палатка

фура

и гоночный Мерседес

и гоночный Мерседес

Водитель Андрей починил за время ожидания один из квадров и докладывал о своих похождениях.

водитель фуры

Водитель Паша с ужасом принюхивался к нашим телам, понимая, что до бани ехать еще очень далеко. А многоуважаемый Горбик все еще болтался где-то в Монголии, выручая наш второй квадроцикл. Из-за «поееехали» нам даже не удалось по-человечьи попрощаться с тренером духа…

финиш

погрузка

миша в фуре

толстов сергей

Упаковались, загрузились и таки «поеееехали» в другую жизнь, где принято жить в странных многокомнатных палатках, с утра надевать подозрительно чистую одежду, садиться в закрытые комфортабельные квадроциклы и ехать почему-то не в горы, а в другие маленькие душные палатки… Чет взгрустнулось от таких нелепостей… Ненадолго)

 

Добавить комментарий

Подписаться на новости

Бронируйте новые CFORCE 800 HO и 1000 EPS NEW!

CFORCE100 180

Подробнее...

Подарочная карта АЗИМУТ 66

подарочная карта 180 min

Подробнее...

Новые модели мотоциклов CFMOTO сезона 2024

moto180

Подробнее...

Новый CFMOTO CFORCE 500 EPS в максимальной комплектации!

cforce500eps 180

Подробнее...

Распродажа квадроциклов, мотоциклов и питбайков KAYO, ATAKI, GR

rasprodaga 180 min

Подробнее...